Новости епархии

Вечность – это пространство любви

Вечность – это пространство любви

Известный проповедник, миссионер, блогер священник Павел Островский ответил на вопросы томичей.

2 ноября в Томской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина прошла встреча, ставшая настоящим подарком для пришедших на вечер, особенно молодежи. Зал еле вместил всех желающих пообщаться с гостем. Те, кто не пришел, могли посмотреть трансляцию в соцсетях.

Диалог периодически прерывали аплодисменты и общий смех: отец Павел любит и умеет пошутить. Но главный разговор шел о самом важном — о пути к Богу, любви, счастье, супружестве, человеческих страстях, жизни после смерти.

- Если ты крещеный, обязательно ли носить нательный крестик?

- В любом действии нужна мотивация. В детстве я носил крестик, потому что мама сказала. Сейчас Крест для меня — знамя победы. Я знаю, что сделал Христос: этим оружием, Крестом, был уничтожен дьявол. Если человек с таким пониманием носит крестик, — одно. Если же не хочет носить, надо понять, почему. Нет церковного правила о ношении нательного креста. Если человек его не носит, это не является грехом. Тут скорее вопрос о причине.

- Как перестать тревожиться о будущем: работа, брак, любовь, учеба..?

- Не тревожься! Ничего этого, возможно, не будет. Доживи хотя бы до вечера. Возьмем страх боли: человек боится заболеть. Но когда ты заболеешь, то уже не будешь этого бояться. Или боишься пойти на работу. Но когда начнешь работать, страх уйдет. Если вступишь в брак, поймешь: поздно бояться, раньше надо было думать! И так же с учебой. Страх — это иллюзия. Вы себе в голове рисуете то, что никогда не произойдет. Это просто фантазия. Хорошо бы поменьше фантазировать.

- Как Вы представляете себе Бога? Как Мужчину с бородой в белом одеянии или иначе?

- С одной стороны, мне легче представить Его так, как Он уже Себя явил: посмотрев на икону Христа. Но в Священном Писании написано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). То есть мы видим Бога как Человека именно в образе Христа. Но это — все-таки человеческое обличие. Бог для меня — Дух, общение с Которым заставит меня плакать и видеть себя таким, какой я есть. Примерно так это было в моей жизни, когда я столкнулся однажды с бездомным и думаю, что это был Бог. Это очень сильно на меня повлияло. В Священном Писании написано, если своими словами: будьте внимательны к бездомным, потому что в них может быть Бог. Потому что Христос, когда был на земле, по факту, был бездомным. Он проповедовал три с половиной года и сам про Себя говорил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Я не могу забыть ту встречу, потому что, пообщавшись с бездомным, который еще сказал мне: «С Богоявлением!», — поздравил меня, — это так отразилось внутри, что просто страшно. Я понимаю, насколько я не соответствую Евангелию. Если быть точным, то Бог для меня — Свет. И Бог ассоциируется у меня со Светом. И я понимаю Его через свет.

Чем ярче свет, тем явственнее пыль в комнате. Поэтому чем ближе к Богу, тем сложнее, может быть, становится от осознания себя самого. Если взять «Символ веры», то мы так и говорим: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна…». И Христос говорит: «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36).

- Как не копить обиду в сердце?

- Чтобы не обижаться, нужно человека простить. Чтобы простить, нужно перестать верить в справедливость. Нам не выгодна справедливость. Иногда люди говорят: «А мне это зачтется ТАМ?». Важно, чтобы ничего не засчитывалось. Потому что тогда на чашу весов положат все — и зло тоже. Лучше, чтобы после смерти мы не столкнулись с высшим проявлением справедливости — тем, что называют Страшный Суд. Самый простой принцип, который озвучил Христос, — как будут всех судить, — очень простой: «Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб» (Лк. 19:22).

Господь будет судить нас так, как мы говорили! Есть человек, вы на него обижены и говорите ему: «Я тебя не прощаю». В этот момент на Небе записывается: «Я тебя не прощаю». Я говорю человеку: «Иди с миром», и мне на Страшном Суде: «Иди с миром!». Господь будет судить нас так, как мы сами говорили, — нашими устами. Поэтому никто не сможет оправдаться: мы сами это сказали. Отсюда и фраза есть: «Что свяжешь на земле, будет связано на Небе. То, что разрешишь на земле, будет разрешено на Небе». Когда я начинаю себя оценивать, то понимаю, что Богу очень много задолжал, и множество людей на меня справедливо обижены. В то же время есть люди, которых мне очень сложно простить, и я всеми силами, с молитвой, с этим борюсь и говорю: «Идите с миром», — хотя это очень тяжело. Надо четко осознавать: я сам буквально определяю все то, что скажут мне уста Божии на Суде.

- Есть такие слова: «Начало премудрости — страх Божий». Как их понять, если Бог для нас — это любовь?

- Есть два разных страха. Первый — это священный трепет, когда любовь к Богу — некая цель для тебя. Поэтому вначале, правда, испытываешь священный трепет перед величиной Господа. Отсюда выражение: «Бог велик», или по-славянски: «Кто Бог велий яко Бог наш». Когда начинаешь понимать, что Он непостижим и беспределен, испытываешь глубочайший трепет! Это — начало премудрости. Но даже когда ты достигаешь любви, ты боишься остаться без Бога, боишься Его потерять и говоришь: «Господи, пожалуйста, не оставляй меня!».

- Как сделать так, чтобы в своей жизни поставить Христа на первое место?

- Сложно отвечать, когда сам не поставил Христа на первое место. Очень этого хочу, но не всегда получается. Могу ответить словами апостола Петра. Он сказал так: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19). Что это означает? Вот человек плывет в море. Если кто плавал в море ночью, знает: это — самая настоящая тьма. И вдруг вдалеке появляется маяк. Ты видишь его, но он не освещает тебя: свет до тебя не доходит. Именно так называет апостол Петр чтение Священного Писания, когда ты в самом начале пути. Тогда ты во тьме, не знаешь, куда идти, но хотя бы видишь маяк. Вообще, бессмысленно бежать, не имея маяка. Представьте себе, что вы с размаху вбегаете в темную комнату. Нормальный человек не будет этого делать: а вдруг ударится обо что-то? Нужно, чтобы комната хоть немного была освещена. Этот свет — Священное Писание. Надо каждый день читать Новый Завет и стараться применять его в жизни. Чем ты ближе к маяку, тем лучше он начнет тебя освещать, и ты будешь видеть какие-то очертания. В конце концов, наступит рассвет. Еще нет Христа в сердце, но уже так много Его Света, и ты этому очень радуешься! «Пока не взойдет утренняя звезда…» — то есть солнце. Это и есть Христос.

- В первом послании к Коринфянам говорится: «Любовь никогда не перестает». Если между любящими людьми она исчезает, значит ли это, что ее не было?

- Апостол Павел пишет, что любовь никогда не перестает в том смысле, что после смерти будут упразднены вера, знание. Останется только любовь. Вечность — это пространство любви. Сложно сказать, относятся ли наши отношения в браке к этой любви. Многие люди вступают в брак и даже не знают об этой любви, не стремятся к ней. И только когда муж с женой достигают такого понимания, что становятся единым целым, тогда любовь не перестает. Имея такие отношения, ты не боишься вечности. Если мне скажут, что я со своей женой буду жить вечно, меня это не напугает. Жене я верю. Мы в браке 20 лет, живем в единомыслии и счастливо. Вот такая любовь не перестает.

- Что посоветуете читать начинающему христианину?

- Просто начните читать — уже прекрасно будет!

- С чего начать свое познание религии?

- С честности. Нужно честно признать, какой я есть. Путь к Богу — это путь от точки А к точке Б. Точка А — это я. Сначала я должен понять, какой я, — честно на себя посмотреть. Потом, отталкиваясь от этого, найти замечательного батюшку в Томске и договориться прийти к нему на отдельную встречу.

Записала Ирина Киселёва

Фото: Анатолий Налетов



Все новости раздела


Другие новости раздела

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

16 октября в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию святителя Агафангела, митрополита Ярославского. Настоятель Успенской церкви д. Лоскутово

Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка

Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка

18 октября молебном на начало благого дела в Томске открылась XХ православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».

Популярные новости

Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда
Актуальная аналитика

Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда

Татарстанская митрополия

На фоне опасений, связанных с вхождением в человеческий мир искусственного интеллекта, не стоить забывать об опасности расчеловечивания человека, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Миссионерский отдел Томской епархии продолжает занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев.
Новости

Миссионерский отдел Томской епархии продолжает занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев.

С 2023 года миссионерский отдел Томской епархии проводит бесплатные онлайн-занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев. На встречах проходит как изучение базовых элементов владения русским языком для начинающих, ...