Новости епархии

«В православном храме ты стоишь перед лицом Господа»!

«В православном храме ты стоишь перед лицом Господа»!

Семья Ричарда и Шазии Сухотра — первая православная семья из Пакистана, приехавшая в Томск с детьми, чтобы жить и учиться в России.

Ее глава Ричард (в Крещении Ефрем) — студент Томской духовной семинарии. С супругой Шазией (в Крещении Иулианией) они воспитывают трёх сыновей — 11-летнего Бенедикта (Филиппа), 10-летнего Неемию (Петра) и 7-летнего Иеремию (Максима).

В конце октября 2023 года, когда, оставив жаркий и такой далекий от Сибири Пакистан семья приехала в Томск, ее устроили в общежитии семинарии. В феврале 2024-го они переехали в квартиру, снять которую помогли в Воскресенском храме. Его настоятель отец Дионисий Мелентьев предложил студенту послужить пономарем, что для его семьи стало большим подспорьем. Ефрем благодарен Богу, настоятелю храма и всем томичам, которые поддерживают их в новых условиях жизни.

- Пять дней в неделю, иногда по утрам, на Божественную литургию, иногда на вечерние службы, я хожу в Воскресенскую церковь, — объясняет наш собеседник.

Зимой в церковном дворе он убирает снег, выполняя послушание.

- Когда ты приобщаешься к духовной жизни, прежде всего, нужно убить свое эго, — размышляет семинарист. — В книге Притч сказано: «…смирение предшествует славе» (Прит. 18:12). Прежде чем ждать что-то, нужно быть скромным. Господь Иисус Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

«Жил, как король»

Для Ефрема это — не просто слова, ведь в Пакистане они оставили, по сути, все, что имели.

На родине Ричард получил достойное образование: окончил «две магистратуры» в университетах, «пятнадцать лет занимался бизнес-администрированием и проектным менеджментом». Работал в крупной телекоммуникационной компании и «был главой по двум регионам, потом перешел в сферу цифрового банкинга». Везде получал высокую зарплату.

- У меня были свой дом, машина, — рассказывает Ефрем. — Каждый год два или три раза я ездил за границу. На тот момент я жил, как король, это был роскошный образ жизни. Очень немногие христиане в Пакистане имели тогда такую работу и так жили. Это было благословение Бога.

Издержкой работы был ее вахтовый метод: на пять дней Ричард уезжал от семьи в другой город и возвращался в Исламабад на выходные.

В столице Пакистана и сегодня живут родители и вся родня томского студента.

- Я построил там два дома, и один подарил младшему брату, — продолжает Ефрем. — Устроил и свадьбы четырех своих сестер: мне нужно было подготовить для них все необходимое. Обычно это делает отец или брат.

Он совмещал работу с учебой и заботой о семье и родных.

- С тех пор как женился, я не знал отдыха, но все заслуги принадлежат моей жене, — замечает Ефрем. — Один за другим у нас рождались дети. Она много поддерживала меня морально и духовно.

Вместе Ричард и Шазия (ударение на И) двенадцать лет. Шазия — из Фейсалабада, где у нее живет брат, по профессии адвокат. Сама многодетная мама занимается семьей: «Я — домохозяйка», — улыбается женщина, немного разговаривая по-русски. «Фейсалабад знаменит текстилем: одежда, постельное белье…», — рассказывает она о родном городе.

- Обувь и не только, — вторит муж. — Это — третий по населению город Пакистана и его второй индустриальный центр после Карачи. Он больше Санкт-Петербурга по населению.

Говорят супруги по-английски, а между собой и с детьми переговариваются на родном пенджаби. Когда мы предложили им чай, кружки из вежливости взяли только родители: дети суррогат из пакетов не пьют! Так выяснилось, что у семьи есть «проблема с кухней»: того, что едим и пьем мы, в Пакистане просто нет.

Удивительным было и то, что мне уступили место во главе стола: из уважения к возрасту! Позже Ефрем пояснит. «По вере мы — православные, по культуре — мусульмане». Уважение к старшим для них естественно.

А кроме проблем с едой, есть, конечно, и другие: например, наш сибирский мороз! Как же они рискнули так кардинально изменить свою жизнь?

«Люди в России похожи на кокос»

- Без сомнения, погода очень суровая, — соглашается Ефрем. — Сибирский холод знаменит по всему миру. Если в Сибири не холодно, где тогда холодно? Однако люди здесь теплые. Люди в России похожи на кокос: они очень жесткие и суровые, мало улыбаются и не делают этого без причины. Однако,если вы станете их друзьями, они будут вашими лучшими друзьями навсегда! Говоря «да», они имеют в виду «да», говоря «нет» — «нет». Люди западной культуры похожи на грушу: мягкие снаружи и жесткие внутри. Кокос и груша. Россияне не улыбаются без причины: «Как я могу тебе улыбаться, если я тебя не знаю?». А на Западе, проходя мимо, люди часто улыбаются просто так.

- То есть мы более искренние?

- Определенно, да! — подтверждает Ефрем.

- Когда Вы впервые познакомились с русскими людьми?

- В прошлом году, в Москве. Я приехал туда вместе с иереем Павлом Сушилом, чтобы встретиться с Его Высокопреосвященством Ростиславом в Сергиевом Посаде. Мы пробыли в Москве около двух недель. Митрополит совершил очень хороший поступок, позволив приехать в Россию не только мне, но и моей семье, чтобы здесь изучать богословие. Я очень интересуюсь и древней историей, историей разных цивилизаций, народов, рас, языков. Российская Империя и распространение Православия очень сильно отличаются от распространения католицизма в Испании, от экспансии Британской империи и американского гегемонизма.

Христиане среди мусульман

- Как Вы познакомились с христианством?

- Четыре поколения моих предков до меня были католиками, а еще раньше — индуистами. Мы — коренное население Индии и Пакистана. С приходом в страну британских миссионеров мои предки перешли в христианство.

- А как Вы приняли Православие?

- 24 года назад, когда мне было 19 лет, я попал на богословские курсы одной протестантской организации и проучился там два или три года, прошел 60 с лишним курсов по библеистике (дистанционно, — авт.). Слово Божие зажгло во мне огонь, желание знать больше о Господе нашем Иисусе Христе, поскольку окружение, в котором жила моя семья, было очень религиозным. Будучи меньшинством, живущим среди мусульманского большинства, мы очень гордимся своей верой. Мы сталкиваемся с большим количеством проблем и противодействием в обществе. Мы не так привилегированы, как мусульмане, в силу правил и законов, но мы не оставляем нашу религию, укрепляемся в ней. Перейти в ислам для нас — оскорбление. Затем я изучал богословие и историю католической церкви, но потом начал читать о временах ранней Церкви и сравнивать ее с протестантскими и католическими церквями сегодня. Я пришел к выводу, что там — вакуум. Ранние христиане, их учения и образ жизни были совершенно другими. Для меня было важно то, какие Церкви сохраняют до наших дней подлинную суть христианства. Ментально я был не удовлетворен католицизмом. В Библии написано о браке между мужчиной и женщиной, о законах христианской жизни. В Русской Церкви только мужчину можно рукоположить в священники. А что происходит на Западе, я видел своими глазами, когда ездил туда. Если передо мной яд, а я его пью, это — моя собственная глупость. Вот поэтому я сказал: «Нет!» — за себя, жену и детей. Не могу этого позволить!

- В интернете я встретил много православных друзей — священников, дьяконов, чтецов, — продолжает Ефрем. — В основном, они из Америки, есть из Австралии. И они, и я говорим по-английски, и, благодаря им, я начал изучать Православие. Начал скачивать, распечатывать и читать книги. В 2018 году через соцсети познакомился с отцом Павлом. Потом он приехал в Исламабад из Лахора, где мы встретились. В Пакистане две православных церкви — в Исламабаде и в Лахоре.

Общение с иереем Павлом Сушилом, выпускником Томской духовной семинарии, укрепило Ричарда в решении принять Православие. Отец Павел совершил таинство миропомазания с наречением всех членов семьи православными именами.

Мы ушли от католицизма в Православие — три моих сына, моя жена и я, — уточняет Ефрем.

- Это отец Павел рассказал Вам о томской семинарии?

- Да, потому что он ее окончил.

- Так рассказал, что Вы решили приехать в Томск? Что Вас привлекло?

- Думаю, я просто доверился Всемогущему Богу. В Книге Притчей говорится: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит. 16:3). Я доверился Господу, помолился о том, что поеду в незнакомые земли, где никогда не был. Мы не знали языка, сейчас его учим. Но это несложно, если ты изучаешь биографии святых.

- Ваши родственники остались католиками?

- Да. В Пакистане очень мало православных христиан, верных Православию. Это потому, что христиане очень угнетаемы, особенно финансово, и это не позволяет им принимать решения самостоятельно. Я принял свое решение сам, потому что у меня не было страха или жажды денег, мне никто не указывал. Единственная вещь, которую я попросил у отца Павла, и, думаю, которую он передал митрополиту Ростиславу — чтобы моя жена и дети жили со мной.10 лет я жил отдельно от семьи, думаю, они настрадались достаточно. Я стал православным, изучив Православие, католицизм и протестантизм. Среди моих родственников нет таких историй, потому что христиане в Пакистане, вернее, все немусульмане, живя в мусульманском обществе, живут как второй сорт граждан из-за законов ислама. Где доминирует ислам, там немусульманами пренебрегают, они становятся вторым сортом.

- Опасно быть христианином в Пакистане?

- Должен сказать, да. Погуглите: «Законы о богохульстве в Пакистане». Много случаев, когда мусульмане, чтобы забрать собственность или дочь христианина или индуиста, сами рвут страницы Корана рядом с домами христиан или индуистов и заявляют, что те осквернили книгу. Тогда мусульмане собираются и сжигают кварталы христиан. Людей часто убивают еще до того, как они обратятся в суд. Люди решают личные проблемы, обвиняя индуистов, сикхов или христиан в богохульстве, оскорблении пророка, их религии или Корана. Мы из того общества, где основной идентичностью является религия. Неважно, какой ты расы и каков твой язык, важно, к какой религии ты принадлежишь. От этого зависит и обращение к тебе.

- Шазия, Вы также осознанно или вслед за мужем перешли в Православие?

- В нашей культуре жена следует путями мужа, - отвечает Ефрем. — Но я обсуждаю со своей женой абсолютно все. Моя жена — не просто моя супруга, но еще и мой лучший друг. Мои дети — тоже мои лучшие друзья, но, если дело касается правил, как отец я становлюсь строгим.

Православие — «скрытый бриллиант»

- Я люблю геополитику, географию, антропологию, историю, — говорит Ефрем. — После богословия это — мои любимые предметы. Теперь, когда Америка и запад наложили санкции на Россию, в определенном смысле, если сами россияне захотят, это будет возрождением культуры, можно будет гордиться своим положением. Россия меняет фокус с Запада и Америки на весь африканский континент и Азию, особенно Китай. И вся ваша культура и Православие тоже меняются. Православие — скрытый бриллиант, который не был открыт народам юго-восточной Азии. Они не знали Православия. Они видели только колониальные формы христианства вроде католицизма или протестантизма. Вдобавок Православие представляет собой чистую и полную веры форму христианства, похожую на их культуру, но иную в плане богословия. Поэтому они будут хотеть принять Православие все больше, если сравнивать его с католицизмом и протестантизмом. Сам я в Православии последние пять лет.

- Сбылись Ваши ожидания с приездом в Томск?

- Отвечу так: ничего не жди заранее, потому что ожидания обычно не сбываются. Потому что если ты что-то ждал, а это не сбылось, ум и сердце будут страдать.

- Что больше всего Вас здесь удивило?

- Я люблю учиться. Это город, в котором важнее всего — образование. Там, где собираются люди из разных мест, рождаются новые идеи. А где есть новые идеи, есть и развитие.

- Пономарить Вам нетрудно?

- Сложно, но я учусь, — смеется Ефрем. — Читаю в интернете на английском. Вдобавок.., — показывает телефон с фотографиями предметов в алтаре, которые ему прислали для подсказки. — Теперь я понимаю, что они значат.

- А богослужения в наших храмах нравятся?

- Да, потому что в Православии чувствуется мистицизм и духовность, которой в других церквях нет. Когда идешь в протестантский или католический храм, ощущение, что ты в учебной аудитории слушаешь лекцию. В православном храме ты стоишь перед лицом Господа, Хозяина вселенной.

Пока глава семьи — на учебе в семинарии или на службе, дети учатся в семейной школе при Богородице-Алексиевском монастыре, а по воскресеньям вместе с мамой — в воскресной школе Александро-Невского храма. Везде их тепло принимают и выручают с английским: им владеют некоторые преподаватели и клирики. Посещает семья и уроки русского языка в ТДС вместе со студентами из Кении и Малави.

Время покажет, говорит Ефрем, как сложится их жизнь дальше. Главное — они живут с Богом и вместе.

- Нужно довольствоваться ситуацией, — уверен глава семьи. — И благодарить Бога в любой ситуации, особенно когда она беспокойна и все вокруг меняется. Лучше всего — молиться Богу, благодарить Его и просить Его о помощи. Я попросил, чтобы моя семья была со мной, чтобы мы были примером полностью православной семьи. Мы покажем своим примером, что значит быть православными. Потому что люди не читают много книг, не получают информации. Они видят тебя. Если ты ведешь себя хорошо, они говорят: «Православие — это хорошо!».

Интервью: Ирина Киселёва

Переводил беседу Иван Лемешко

Фото: Алексей Штамбур, Анатолий Налетов

Фотогалерея



Все новости раздела


Другие новости раздела

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

Священник Томской епархии принял участие в международной конференции

16 октября в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию святителя Агафангела, митрополита Ярославского. Настоятель Успенской церкви д. Лоскутово

Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка

Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка

18 октября молебном на начало благого дела в Томске открылась XХ православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».

Популярные новости

Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда
Актуальная аналитика

Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда

Татарстанская митрополия

На фоне опасений, связанных с вхождением в человеческий мир искусственного интеллекта, не стоить забывать об опасности расчеловечивания человека, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Миссионерский отдел Томской епархии продолжает занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев.
Новости

Миссионерский отдел Томской епархии продолжает занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев.

С 2023 года миссионерский отдел Томской епархии проводит бесплатные онлайн-занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев. На встречах проходит как изучение базовых элементов владения русским языком для начинающих, ...