Новости епархии
«Цель жизни каждого человека – быть во всем похожим на Бога»
17 марта, в канун Святой Четыредесятницы — Великого поста, митрополит Ростислав возглавил великую вечерню и общегородской Чин прощения в Богоявленском кафедральном соборе.
Богослужение состоялось при большом стечении верующих — прихожан храмов Томской епархии, среди которых было много молодежи. Духовенство представляло руководство Томской епархии, настоятели и клирики городских и сельских храмов, братия Богородице-Алексиевского монастыря.
На пороге Великого поста — времени сугубого покаяния и молитвы — неповторимость и глубокое содержание придавали событию песнопения трех сменявших друг друга хоров: Богоявленского собора, Томской духовной семинарии и, за Чином прощения, — Знаменского храма.
Особенностью богослужения явилось переоблачение духовенства из праздничных светлых одежд в черные великопостные.
В полумраке храма, освещаемого только горящими свечами, звучали стихиры, призывающие православных к покаянию и обновлению души и тела: «Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста», «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть…».
Усугубили покаянное настроение верующих земные поклоны и коленопреклоненные молитвы, предшествовавшие Чину прощения. Напутствием на предстоящий период духовного подвига стала молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами, которой вместе с паствой помолился митрополит Ростислав.
Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским наставлением:
- Дорогие отцы, братья и сестры, мы стоим на пороге святаго Великого поста. По слову преподобного Иоанна Лествичника мы, православные христиане, не преисполняемся печалью о предлежащем нам труде, но преисполняемся радости и оптимизма, потому как Господь даем нам шанс и средства для обновления и преображения нашей жизни. Господь еще издалече, как Отец, увидев возвращающегося в отчий дом блудного сына, первым выходит навстречу, чтобы заключить в Свои объятия всех кающихся и отвращающихся от греха и порока исполнением божественных заповедей.
Мы отправляемся в сорокадневный путь Святой Четыредесятницы для того, чтобы взыскать ту божественную благодать, которую мы потеряли по греховности и немощи естества нашего. В великом прокимне, который на вечерне сегодня звучит во всех православных храмах, мы слышим призыв, который обращен к каждому из нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
С одной стороны, пояснил архипастырь, Церковь призывает каждого христианина стремиться к Богу, с другой, мы сами просим Господа: «Ты взыщи мою душу».
- Цель спасения каждого из нас — это процесс двусторонний, — отметил митрополит Ростислав. — Как бы мы сами ни старались себя спасти и найти Бога, мы не сможем этого сделать, если Господь Сам, в ответ на наши старания, не спасет нас и не вверит Себя каждому из нас. Но слово Божие говорит, что спасение и любовь Божия — не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он Первый возлюбил нас. Он идет навстречу любому кающемуся человеку, и мы, вступая в Великий пост, делаем ответный шаг навстречу Господу. Великим постом мы надеемся обновить нашу обветшавшую изнемогшую жизнь духовную божественной благодатью, которую Господь дает человеку, прежде всего, за его смирение и покаяние.
Но как покаяться, задал вопрос собравшимся архипастырь, если человек не видит в себе грехов? И даже, называя себя грешником и признаваясь в грехах на исповеди, при этом считает себя лучше других — соседа, коллеги, родственника или прохожего.
Ответ на этот вопрос может дать случай, описанный в древнем патерике. В нем говорится, как молодой инок, «много подвизавшийся в деле спасения своей души и сподобившийся от Бога получать небесные видения и откровения, посещение ангелов», рассказал об этом духоносному старцу. На что старец ответил, что это — совсем не то великое и важное, что надо считать таковым. Ведь на Суде Божием «Господь не будет спрашивать у нас, сподоблялись ли мы видения сил небесных здесь, в земной жизни?».
- А истинно великое, — продолжил архипастырь словами старца, — когда мы увидим в себе грехи, паче песка морского умножившиеся. Когда мы увидим бездну своих грехов и поймем, что мы — грешники погибшие, которые нуждаются в том, чтобы нас спасали. И есть Спаситель — Господь, Который пришел спасти не праведников, а грешников, желающих быть спасенными.
Путь к Богу, познание Бога, по словам святых отцов, подчеркнул Его Высокопреосвященство, «начинается с познания человеком его собственных грехов».
И этот путь каждый христианин призван совершить ради того, чтобы «уподобиться Богу» — Милостивому, Человеколюбивому, Доброму и Терпеливому, но вместе с тем и Праведному, установившему «зависимость нашего с вами прощения от того, насколько мы сами готовы и можем прощать других».
Архипастырь напомнил верующим евангельскую притчу о немилосердном заимодавце (Мф. 18: 23-35), жестоко наказанном за непрощение долга.
- Если человек немилосерден, то, как говорит нам слово Божие, он не может рассчитывать и на милосердие Божие. Если мы будем требовательны до максимальных пределов, то и Господь будет максимально требовательно спрашивать с нас, исполнили ли мы Его заповеди, — назидал Высокопреосвященный владыка. — Всем все простить, всех объять любовью нашей — это задача, которую ставит перед нами Господь, потому что цель жизни каждого человека — быть во всем похожим на Бога!
Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы «поприще святого Великого поста стало для каждого обновляющей нас весной духовной, чтобы мы полной грудью вдохнули в себя, принесши покаяние, божественную благодать Духа Святаго, и чтобы, как природа пробуждается после зимних холодов, пробудились к жизни духовной и наши с вами сердца».
С сердечным покаянием и земным поклоном глава митрополии испросил прощения у клира и прихожан, после чего начался общий Чин прощения. Духовенство, церковнослужители, студенты Томской духовной семинарии испрашивали прощения ради Христа у архипастыря, а затем друг у друга.
Прихожане, приложившись к иконам Спасителя и Божией Матери, также испрашивали прощения у архипастыря, и приступали ко крестам, подаваемым священниками, получая благословение на Великий пост. Многие верующие обращались друг к другу с поклонами и словами «Прости меня Христа ради», следуя древней традиции, которой и сегодня живет и обновляется Русская Православная Церковь.
Фото: Станислав Мезенцев
Все новости раздела
17 марта, в канун Святой Четыредесятницы — Великого поста, митрополит Ростислав возглавил великую вечерню и общегородской Чин прощения в Богоявленском кафедральном соборе.
Богослужение состоялось при большом стечении верующих — прихожан храмов Томской епархии, среди которых было много молодежи. Духовенство представляло руководство Томской епархии, настоятели и клирики городских и сельских храмов, братия Богородице-Алексиевского монастыря.
На пороге Великого поста — времени сугубого покаяния и молитвы — неповторимость и глубокое содержание придавали событию песнопения трех сменявших друг друга хоров: Богоявленского собора, Томской духовной семинарии и, за Чином прощения, — Знаменского храма.
Особенностью богослужения явилось переоблачение духовенства из праздничных светлых одежд в черные великопостные.
В полумраке храма, освещаемого только горящими свечами, звучали стихиры, призывающие православных к покаянию и обновлению души и тела: «Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста», «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть…».
Усугубили покаянное настроение верующих земные поклоны и коленопреклоненные молитвы, предшествовавшие Чину прощения. Напутствием на предстоящий период духовного подвига стала молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами, которой вместе с паствой помолился митрополит Ростислав.
Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским наставлением:
- Дорогие отцы, братья и сестры, мы стоим на пороге святаго Великого поста. По слову преподобного Иоанна Лествичника мы, православные христиане, не преисполняемся печалью о предлежащем нам труде, но преисполняемся радости и оптимизма, потому как Господь даем нам шанс и средства для обновления и преображения нашей жизни. Господь еще издалече, как Отец, увидев возвращающегося в отчий дом блудного сына, первым выходит навстречу, чтобы заключить в Свои объятия всех кающихся и отвращающихся от греха и порока исполнением божественных заповедей.
Мы отправляемся в сорокадневный путь Святой Четыредесятницы для того, чтобы взыскать ту божественную благодать, которую мы потеряли по греховности и немощи естества нашего. В великом прокимне, который на вечерне сегодня звучит во всех православных храмах, мы слышим призыв, который обращен к каждому из нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
С одной стороны, пояснил архипастырь, Церковь призывает каждого христианина стремиться к Богу, с другой, мы сами просим Господа: «Ты взыщи мою душу».
- Цель спасения каждого из нас — это процесс двусторонний, — отметил митрополит Ростислав. — Как бы мы сами ни старались себя спасти и найти Бога, мы не сможем этого сделать, если Господь Сам, в ответ на наши старания, не спасет нас и не вверит Себя каждому из нас. Но слово Божие говорит, что спасение и любовь Божия — не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он Первый возлюбил нас. Он идет навстречу любому кающемуся человеку, и мы, вступая в Великий пост, делаем ответный шаг навстречу Господу. Великим постом мы надеемся обновить нашу обветшавшую изнемогшую жизнь духовную божественной благодатью, которую Господь дает человеку, прежде всего, за его смирение и покаяние.
Но как покаяться, задал вопрос собравшимся архипастырь, если человек не видит в себе грехов? И даже, называя себя грешником и признаваясь в грехах на исповеди, при этом считает себя лучше других — соседа, коллеги, родственника или прохожего.
Ответ на этот вопрос может дать случай, описанный в древнем патерике. В нем говорится, как молодой инок, «много подвизавшийся в деле спасения своей души и сподобившийся от Бога получать небесные видения и откровения, посещение ангелов», рассказал об этом духоносному старцу. На что старец ответил, что это — совсем не то великое и важное, что надо считать таковым. Ведь на Суде Божием «Господь не будет спрашивать у нас, сподоблялись ли мы видения сил небесных здесь, в земной жизни?».
- А истинно великое, — продолжил архипастырь словами старца, — когда мы увидим в себе грехи, паче песка морского умножившиеся. Когда мы увидим бездну своих грехов и поймем, что мы — грешники погибшие, которые нуждаются в том, чтобы нас спасали. И есть Спаситель — Господь, Который пришел спасти не праведников, а грешников, желающих быть спасенными.
Путь к Богу, познание Бога, по словам святых отцов, подчеркнул Его Высокопреосвященство, «начинается с познания человеком его собственных грехов».
И этот путь каждый христианин призван совершить ради того, чтобы «уподобиться Богу» — Милостивому, Человеколюбивому, Доброму и Терпеливому, но вместе с тем и Праведному, установившему «зависимость нашего с вами прощения от того, насколько мы сами готовы и можем прощать других».
Архипастырь напомнил верующим евангельскую притчу о немилосердном заимодавце (Мф. 18: 23-35), жестоко наказанном за непрощение долга.
- Если человек немилосерден, то, как говорит нам слово Божие, он не может рассчитывать и на милосердие Божие. Если мы будем требовательны до максимальных пределов, то и Господь будет максимально требовательно спрашивать с нас, исполнили ли мы Его заповеди, — назидал Высокопреосвященный владыка. — Всем все простить, всех объять любовью нашей — это задача, которую ставит перед нами Господь, потому что цель жизни каждого человека — быть во всем похожим на Бога!
Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы «поприще святого Великого поста стало для каждого обновляющей нас весной духовной, чтобы мы полной грудью вдохнули в себя, принесши покаяние, божественную благодать Духа Святаго, и чтобы, как природа пробуждается после зимних холодов, пробудились к жизни духовной и наши с вами сердца».
С сердечным покаянием и земным поклоном глава митрополии испросил прощения у клира и прихожан, после чего начался общий Чин прощения. Духовенство, церковнослужители, студенты Томской духовной семинарии испрашивали прощения ради Христа у архипастыря, а затем друг у друга.
Прихожане, приложившись к иконам Спасителя и Божией Матери, также испрашивали прощения у архипастыря, и приступали ко крестам, подаваемым священниками, получая благословение на Великий пост. Многие верующие обращались друг к другу с поклонами и словами «Прости меня Христа ради», следуя древней традиции, которой и сегодня живет и обновляется Русская Православная Церковь.
Фото: Станислав Мезенцев
Другие новости раздела
Священник Томской епархии принял участие в международной конференции
16 октября в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию святителя Агафангела, митрополита Ярославского. Настоятель Успенской церкви д. Лоскутово
Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка
18 октября молебном на начало благого дела в Томске открылась XХ православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».
Популярные новости
Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда
На фоне опасений, связанных с вхождением в человеческий мир искусственного интеллекта, не стоить забывать об опасности расчеловечивания человека, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Миссионерский отдел Томской епархии продолжает занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев.
С 2023 года миссионерский отдел Томской епархии проводит бесплатные онлайн-занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев. На встречах проходит как изучение базовых элементов владения русским языком для начинающих, ...