Новости
"Возвращение домой": история сестры Софии
СЕСТРА СОФИЯ. ПРИХОЖАНКА ХРАМА В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
2021 г. — нахождение в протестантизме.
Октябрь 2021 г. — принятие Святого Крещения в Православной Церкви.
С чего начался Ваш путь к Богу?
Мои родители не крестили меня в детстве и не воспитали ни в какой вере. В моей школе, в 5-6 классе учитель истории и обществознания был атеистом. Он очень интересно рассказывал об устройстве этого мира, о различных фактах и событиях мирового значения. В том числе он любил затрагивать тему существования Бога.
Позднее в интернете я наткнулась на множество каналов, посвященных исключительно этой теме. Разумеется, всё это тогда определило моё мнение по этому вопросу. И в тоже время для меня была очевидной такая большая важность вопроса существования Творца этого мира. Ведь если правы атеисты, то христиане и другие верующие причинили очень большой вред всему миру. Они ввергли его в повальное заблуждение, заставляющее многих людей ни на что тратить свою жизнь. А сколько людей было гонимо из-за религии! Людей ни за что подвергали ужасным мучениям, предавали смерти. Но если правы христиане, то картина становится ещё более серьёзной. Я и каждый отдельный человек потратит всю свою жизнь зря, замечая или не замечая этого, и после неё получит муки вечные, если не примет Христианство, не исправит свою жизнь, не отдаст себя Богу. Эта весть вызывала во мне чувства отторжения, несправедливости, ненависти особенно на фоне вечного блаженства для остальных и такой богатой, аморальной жизни священников, о которой частенько говорится во всём интернете.
Поэтому много ненависти вызывало у меня Христианство, особенно Православие.
Какое отношение было у Ваших родных к христианской вере?
Мои родители не являлись религиозными людьми и по-настоящему ничего не знали о христианской вере. Изредка только моя бабушка ходила в православный храм, но она не жила христианской верой.
Как Вы пришли к протестантизму?
В книге Экклезиаста есть такой популярный отрывок стиха (1:18): “умножающий знание умножает печаль”. Знания убеждали меня из раза в раз, что человек плох настолько, насколько может быть плохим. Опыт нацистской Германии - это не опыт только “злых немцев”, но всего человечества, который показывает на какое зло способен обычный человек, будь он в подобных условиях.
Особенно большую проблему можно заметить в том, что без религиозной системы мировоззрения границы хорошего и плохого начинает определять государство, элиты общества в сотрудничестве с ним. Хорошо ли убивать людей за их материальное состояние или национальность? В современных государствах - плохо, а в крупнейших странах первой половины 20 века (СССР и Германия) - плохо этого не сделать… Я стала более спокойно относится к Христианству на фоне осознания такой реальности.
Перед этим я решилась на прочтение Библии ради того, чтобы понимать лучше, против чего я внутри протестую. Я видела в ней то ужасное, что хотела видеть. Но даже при таком состоянии Бог открывал мне частицы мудрости своего слова.
Когда я поступила в техникум, я познакомилась с баптисткой, которая открыто говорила мне о своей вере. На фоне остальных одногруппников она немного лучше выглядела для меня: она консервативно выглядела, одевалась, умела играть на пианино, тогда казалось, что общая развращённость не коснулась её. Она пригласила меня и моего брата на собрание в доме молитвы. Мне очень интересно было посмотреть на то, что происходит на таких собраниях, хотелось узнать чем вообще настоящие верующие отличаются от всех остальных людей. Всё мне казалось положительно контрастным в сравнении с Православием. Была заметна искренность этих людей. Собрания были для людей: в доме молитвы были скамейки, собрания состояли из пения, проповеди и молитвы. Текст песен выводился на больших слайдах. После собрания пастора шли говорить со всеми желающими. Там я познакомилась с некоторыми интересными людьми.
Мне захотелось больше узнать о христианстве, ответить для себя на самый важный вопрос: существует ли Бог? Является ли Библия Его словом? Если Бог существует, и Библия Его слово, значит я могу прийти к познанию истины и спастись.
Не могу сказать, что у моей веры были какое-то другие причины, кроме той, что Сам Бог открылся мне. Но во время этого постепенного перехода я общалась с этими протестантами, читала книги современных атеистов, перешедших в Христианство, самую первую главу Библии и толкование святого Августина на неё.
Для меня было очевидно и тогда, что любой текст сам по себе не содержит никакого смысла. Есть только понимание автора, читателей смысла произведения. Вопрос, каким образом понимает написанное в Библии Сам Бог, авторы, которые изначально её писали, был очень важен для меня. Удручало то, что сами христиане противоречиво по отношению друг к другу понимали Святое Писание, от понимания которого, как они считают, зависит наше спасение. Если несравненно более духовные и опытные христиане ошибались, то как не ошибиться мне?
Мне очень хотелось узнать, а как считали христиане, которые ещё сохраняли единство и были ближе к временам Самого Христа.
Как изменилась Ваша жизнь после перехода?
Сначала у меня была растерянность, был страх перед тем, что мне придётся изменить свою жизнь, и не так, как этого желаю я, страх перед тем, что мне нужно будет говорить о Боге с людьми. Но я перестала ненавидеть людей. Перестала обзываться. Было ощущение, что жизнь снова пришла ко мне, как когда-то была со мной в забытом детстве.
Было ли что-то, что изначально не устраивало Вас в общине, в которой Вы находились?
Мне сначала казалось, что я попала в идеальную общину. Здесь были доброжелательные люди с консервативными ценностями, со многими из которых можно было поговорить о чём-нибудь интересном. Здесь не было ритуалов, не было восточной роскоши с использованием золотых материалов, не было очень эксцентричных людей. Только мне казалось, что у них слишком длинные и медленные проповеди.
2021 г.
Как Вы и Ваши знакомые (протестанты) относились к Православию?
Поначалу я считала Православие народной религией, религией обрядности, в которой люди не проявляют интереса к Самому Богу, Святому Писанию, ведению настоящей духовной жизни. Казалось, в этом и есть разница между баптизмом и Православием: протестанты надеются на Бога и Его благодать, православные - на свои обряды и получение благодати от их выполнения.
Потом в интернете я наткнулась на записи от искренне верующих православных священников, в частности от Даниила Сысоева. Была сразу заметна искренность и живость его веры. В нашем современном толерантном мире он не боялся говорить, что какая-то религия, например ислам, является ложной, что мусульмане не спасуться, если не примут Христа. Этот священник всегда знал, что его могут убить за такие слова, и он принял на себя мученическую смерть. Будучи достаточно хорошо образован, он украшал свою речь простотой, так чтобы каждого коснулись его слова. Он сильно изменил моё отношение к Православию.
Мои знакомые протестанты в основном считали, что православные могут спастись. Но их также не устраивала обрядность, отсутствие молитв своими словами, различные суеверия среди православных, поклонение святым, мощам, молитвы умершим и т.д.
Что заставило Вас посмотреть в сторону Православной Церкви?
Меня натолкнул на изучение Православия поиск истины. Мне казалось очень большой гордыней считать, что только православные спасутся. В тоже время и тогда мне было очевидно, что это очень важный вопрос: каким образом члены Церкви, тела Христова связаны друг с другом? Протестантизм давал во многом другой ответ на этот вопрос.
Очень важным вопросом для меня было и то, как Бог даёт благодать верующим. Каким образом верующий получает духовное возрождение и прощение грехов? И сама Библия направила меня на поиски ответов.
Учение у баптистов предполагает следующую, без сарказма, очень духовную и благородную схему: человек в осознанном возрасте начинает чувствовать призыв Божий, осознавать греховность своей жизни. Это приводит его к покаянию, при котором он от Бога получает благодать Духа Святого, Возрождение, становится сыном Божьим. После этого человеку нужно креститься, дабы исполнить заповедь о крещении, перед всеми засвидетельствовать о своей вере, символически показав то, что уже сотворил Господь для него.
Это очень красиво и хорошо звучит, и я не сомневалась в этом. Я считала, что я также должна пройти эти ступени. Однажды одна протестантка как-то спросила меня очень прямо: “Ты возрожденная?” И я не знала точный ответ на этот вопрос. Пастор говорил мне, что если я принесла искренное покаяние, то значит и получила рождение свыше. Очевидно, это не второстепенный вопрос моей жизни, он неотделим от вопроса спасения.
Конечно, эти вопросы должны решаться в молитвенной практике. Но у меня было опасение свои собственные мысли выдать за ниспосланные от Бога. Мне хотелось найти все ответы в Библии, ведь я считала, что это единственное откровение, о котором нам точно известно, что оно истинно и непогрешимо было дано от Бога. Мне был лишь отдалённо тогда известен православный взгляд на этот вопрос, заключающийся в том, что рождение свыше даётся посредством таинств (священнодействий, в которых христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога) крещения и миропомазания.
И вот в книге Деяний святых апостолов я читаю: "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго." (Деяние 8)
То есть все до единого члены в общине самарян в апостольские времена сначала получили крещение, не получив благодати Духа Святого и Возрождения! И для того, чтобы им получить Его, им нужно было принять возложение рук на себя именно от самих апостолов!
Почему для получения Духа Святого, а значит и спасения нужно было возложение рук именно апостолов!? Меня без преувеличения взволновало Слово Божие, ведь те выводы, которые могут следовать от одного этого отрывка Писания, противоречат всему учению баптизма.
Пастор общины объяснил это место так, что в те времена Дух Божий передавался именно таким образом, причём сказал, что так это место объясняется в их общине, ведь далее в Деяниях описывается случай с Корнилием, на котором плоды Духа Святого проявились ещё до крещения. И тогда меня устроил такой ответ. Но после он раскрыл для меня ещё большие проблемы:
• Можем ли мы точно утверждать, что из Библии ясно следует, что духовное возрождение одного Корнилия более походит на то, как оно происходит и должно происходить в современности, чем то, как оно произошло у целой общины самарян?
• Может быть об этом ясно написано в других местах Библии?
И проблема в том, что на всё это честно я могу ответить только отрицательно. В Библии нигде не написано, что рождение свыше должно предшествовать крещению. И самая большая проблема заключается в том, что баптисты считают, что христианское учение должно основываться только на Библии.
Разумеется, для меня тогда это не означало, что я вообще куда-то буду переходить, и я больше склонялась к тому, что все настоящие верующие люди в христианских конфессиях в чём-то заблуждаются, но едины в главном, они собой и представляют Церковь.
Всё это натолкнуло меня на то, чтобы узнать больше о других конфессиях, об их учении по этим вопросам. И ещё более интересно мне было узнать учение самых ранних христиан, учеников апостолов, писания которых, что было удивительно приятно, сохранились.
Сколько лет Вы провели в протестантизме?
Я ходила на протестантские собрания более полугода. И где-то месяцев 5 после осознанного прихода к вере.
Как именно Вы пришли к осознанию того, что истина в Православии?
В начале этого пути я вообще не рассматривала Православие всерьёз по уже описанным причинам. Я была более худшего мнения о людях, которые исповедуют его, чем многие из них есть на самом деле. Только они были скрыты за теми людьми, которых сама Православная Церковь считает отпавшими от неё. Да, большинство людей, которые называют себя православными не являются таковыми на самом деле даже формально, так как они добровольно отстранили себя от церковного общения.
У меня была масса претензий к православному учению и церковным практикам. Например, для меня казалось очевидным, что крещение должно происходить в сознательном возрасте.
И мой путь к Православию лежал через то, что я изначально отказывалась ассоциировать с Православием, через чтение раннехристианской литературы. То, что из неё можно было узнать меня просто шокировало. Например, уже во втором веке Ириней, епископ из города Лиона писал: "Христос пришёл спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев" (Против ересей). Ириней Лионский писал свой трактат не ради обсуждения этого вопроса, но для опровержения антихристианских ересей. Т. е. о крещении младенцев он (и почти все ранние христиане) не пишет как о чём-то спорном, но как об очевидной, известной истине среди ортодоксальных христиан. И здесь Ириней всего в одном предложении противоречит основам баптистского учения, которое отличает его от традиционного Христианства. Он пишет о Возрождении младенцев, имея в виду их крещение: “Прежде всего она [вера] учит нас помнить, что мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца, во имя Иисуса Христа, воплотившегося, умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни и возрождения в Боге, чтобы мы были детьми не умерших людей, но вечного и неизменного Бога…” (Доказательство Апостольской проповеди). Т.е. крещение младенцев было уже нормой во втором веке.
И к моему удивлению, это оказалось применимо к очень многим вопросам, которые отделяют Православие от баптизма. Оказалось, что ранние христиане (все без исключений, работы которых у нас сохранились) понимали Церковь как единый организм, а не множество раздробленных организаций, в которых отдельные люди искренне исповедуют Христа. Общение с Церковью, по их взглядам, утрачивалось после разрыва общения с епископом. И это означало для них утрату спасения. Так в точности пишет ученик Иоанна Богослова, Игнатий, епископ из Антиохии: “Удаляйтесь от злых плевел, которых не возращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус – Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову” (Послание к филадельфийцам).
Это вызвало внутренний кризис во мне и даже заставило на очень короткое время сомневаться в благости Бога ко всем людям.
Что было переломным моментом в отходе от протестантизма?
Разумеется, у меня были мысли по типу: “Может быть эти христиане в такие ранние времена сразу впали в заблуждение, или были те, кто думал как баптисты, просто их творения нам неизвестны”. Но тогда встаёт ещё более важный, самый ключевой вопрос: действительно ли мы находимся в общении с Богом, действительно ли применимы к нам слова Христа из Евангелия: “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” (От Иоанна 16:13).
Ведь кто-то в любом случае заблуждается, почему же Бог не откроет ту истину заблудшим, которую Он обещал открыть Своим ученикам? Либо Бог на целые века оставил Свою Церковь (не считая отдельных личностей, о которых ни нам, ни их современникам ничего неизвестно), либо создание собственных сообществ с собственным учением идёт против воли Бога.
И я увидела, что последнее очень верно. Реформация несёт в себе очень большой парадокс. Если, учение Иисуса Христа основывается только на Библии, то почему существует так много деноминаций со своим собственным учением? Нормально ли, что тайна нашего спасения, работы Бога в нас, тайна Церкви как единого тела Христова, является предметом споров и собственного додумывания? Нормально ли, что из-за внутренних разногласий христиане порывают общение друг с другом, разрывая тело Христа? Но можно честно признать, что именно это породила реформация. Вероучение стало предметом собственного додумывания (в лучшем случае - собственного, а не дьявольского), и от того появилось такое огромное количество учений и независимых обществ среди христиан. В протестантизме это стало восприниматься как норма. Это не означает, что в Православной Церкви люди более святые, и поэтому в ней нет такого большого количества разделений, но что протестантизм дал широкую почву для проявления такой порочности в людях.
Мог ли Бог скрыть от наших глаз Своё истинное учение и не оставить его ни в одной общине? Могло ли оно возродится позже, через множество веков в одной из них? Нет, апостольское учение во всей своей полноте не может быть скрытым, не может исчезнуть, но всегда передаётся в Церкви от учителя к ученику, поскольку Бог не оставляет свою Церковь и просвещает впадающих в заблуждение.
Как Ваши близкие (протестанты) отреагировали на переход в Православную Церковь?
Мои знакомые были удивлены этому. Но я сохранила почти со всеми мир и приветливое отношение. Никто не сказал мне ничего плохого.
2024 г.
Как бы Вы оценили разницу между тем, что было у Вас в протестантизме, и тем, что Вы обрели в Православии?
Я много думала над различием богослужения в современном протестантизме и в традиционном христианстве. В церкви вся служба идёт по уже написанному тексту, но это не обычный текст. В основном это молитвенные возгласы. Всю православную службу можно назвать единой молитвой Богу. Обрядная сторона богослужения может не нравиться и у многих даже вызывать смущение. Но если начать принимать её, воспринимать и понимать её духовно, то она начинает играть новыми красками, за которыми раскрывается Сам Христос, дающий полноту жизни и общения с Собой.
У меня было представление перед переходом в Православие, что мне будет сильно не хватать общинной жизни, что она сведётся к посещению богослужений. Мой личный опыт пребывания в Православной Церкви оказался противоположен моим ожиданиям. В протестантизме у меня было меньше духовного общения с верующими, меньше друзей. Возможно это связано с гораздо меньшим количеством членов нашей общины в церкви. Именно в Православной Церкви мне предложили заняться миссионерской деятельностью. И теперь я могу работать в направлении этой деятельности.
Не было ли у Вас каких-то психологических трудностей или предубеждений в отношении Православия?
У меня их было очень много, и не все из них до сих пор покинули меня. Службы всегда казались мне очень пышными, золото - некрасивой роскошью, басистый голос священника - чем-то совсем неуместным и неприятным. Почитание икон в среде православных для меня было настоящим идолопоклонством. Казалось, люди приходят не за Богом, а за решением своих потребностей.
Как удалось их преодолеть, чтобы, например, пойти приложиться к иконам?
Со временем мне начали нравиться традиционные богослужения. Пожалуй, из-за непонятного языка, формы они могут выглядеть так, будто совершается ритуал, и простые прихожане как бы опосредованно участвуют в его совершении, также делая не очень понятные действия. Но за всей этой формой можно увидеть христианскую веру, которая оказалась обряжена ею. Богослужение наполнено символами, предназначение которых не в том, чтобы прививать магическое мышление вошедшим в храм, но напротив, чтобы сделать молитвенное соприкосновение с Богом более глубоким, задействовать все органы чувств при общении с Творцом. В дальнейшем ко мне пришло понимание красоты православной иконы. Хотя некоторые православные иконы по-прежнему отталкивающе выглядят для меня.
Вообще же я думаю, что небрезгливость и брезгливость к тому, чтобы приложиться к иконе, появляется больше из-за культуры общества, в котором пребывает человек. И Православная Церковь в этом смысле культурно ближе к тем людям, которые жили во времена апостолов. Так Лука явно положительно пишет: “На улицы выносили больных и клали на носилках и кроватях, чтобы, когда Петр проходил, хотя бы тень его осенила кого-нибудь из них” (Деяния 5:15).
Становится очевидным, что христиане всегда знали, что можно получить освящение, исцеление даже от одного прикосновения к “материальным носителям благодати”. Зачем же и мне отказываться от этого? Таким образом этот культурный барьер был пройден для меня от осознания того, что скрывается за формой церковной жизни.
Что бы Вы посоветовали тем людям, которые находятся в протестантизме?
Я не могу сказать, что могу дать всем протестантам какой-то общий совет, разве кроме того, чтобы следовать воле Божьей и быть открытым к тому, что она может быть неприятна для исполнения.
Дорогие, братья и сёстры — томичи!
Если Вы раньше придерживались иного мировоззрения (атеизма, язычества, протестантизма и т.п.), но приняли Православие, и желаете поделиться своей историей, то можете связаться с нами написав на адрес: tim.zubarev@yandex.ru
Все новости раздела
Новости по теме
СЕСТРА СОФИЯ. ПРИХОЖАНКА ХРАМА В ЧЕСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
2021 г. — нахождение в протестантизме.
Октябрь 2021 г. — принятие Святого Крещения в Православной Церкви.
С чего начался Ваш путь к Богу?
Мои родители не крестили меня в детстве и не воспитали ни в какой вере. В моей школе, в 5-6 классе учитель истории и обществознания был атеистом. Он очень интересно рассказывал об устройстве этого мира, о различных фактах и событиях мирового значения. В том числе он любил затрагивать тему существования Бога.
Позднее в интернете я наткнулась на множество каналов, посвященных исключительно этой теме. Разумеется, всё это тогда определило моё мнение по этому вопросу. И в тоже время для меня была очевидной такая большая важность вопроса существования Творца этого мира. Ведь если правы атеисты, то христиане и другие верующие причинили очень большой вред всему миру. Они ввергли его в повальное заблуждение, заставляющее многих людей ни на что тратить свою жизнь. А сколько людей было гонимо из-за религии! Людей ни за что подвергали ужасным мучениям, предавали смерти. Но если правы христиане, то картина становится ещё более серьёзной. Я и каждый отдельный человек потратит всю свою жизнь зря, замечая или не замечая этого, и после неё получит муки вечные, если не примет Христианство, не исправит свою жизнь, не отдаст себя Богу. Эта весть вызывала во мне чувства отторжения, несправедливости, ненависти особенно на фоне вечного блаженства для остальных и такой богатой, аморальной жизни священников, о которой частенько говорится во всём интернете.
Поэтому много ненависти вызывало у меня Христианство, особенно Православие.
Какое отношение было у Ваших родных к христианской вере?
Мои родители не являлись религиозными людьми и по-настоящему ничего не знали о христианской вере. Изредка только моя бабушка ходила в православный храм, но она не жила христианской верой.
Как Вы пришли к протестантизму?
В книге Экклезиаста есть такой популярный отрывок стиха (1:18): “умножающий знание умножает печаль”. Знания убеждали меня из раза в раз, что человек плох настолько, насколько может быть плохим. Опыт нацистской Германии - это не опыт только “злых немцев”, но всего человечества, который показывает на какое зло способен обычный человек, будь он в подобных условиях.
Особенно большую проблему можно заметить в том, что без религиозной системы мировоззрения границы хорошего и плохого начинает определять государство, элиты общества в сотрудничестве с ним. Хорошо ли убивать людей за их материальное состояние или национальность? В современных государствах - плохо, а в крупнейших странах первой половины 20 века (СССР и Германия) - плохо этого не сделать… Я стала более спокойно относится к Христианству на фоне осознания такой реальности.
Перед этим я решилась на прочтение Библии ради того, чтобы понимать лучше, против чего я внутри протестую. Я видела в ней то ужасное, что хотела видеть. Но даже при таком состоянии Бог открывал мне частицы мудрости своего слова.
Когда я поступила в техникум, я познакомилась с баптисткой, которая открыто говорила мне о своей вере. На фоне остальных одногруппников она немного лучше выглядела для меня: она консервативно выглядела, одевалась, умела играть на пианино, тогда казалось, что общая развращённость не коснулась её. Она пригласила меня и моего брата на собрание в доме молитвы. Мне очень интересно было посмотреть на то, что происходит на таких собраниях, хотелось узнать чем вообще настоящие верующие отличаются от всех остальных людей. Всё мне казалось положительно контрастным в сравнении с Православием. Была заметна искренность этих людей. Собрания были для людей: в доме молитвы были скамейки, собрания состояли из пения, проповеди и молитвы. Текст песен выводился на больших слайдах. После собрания пастора шли говорить со всеми желающими. Там я познакомилась с некоторыми интересными людьми.
Мне захотелось больше узнать о христианстве, ответить для себя на самый важный вопрос: существует ли Бог? Является ли Библия Его словом? Если Бог существует, и Библия Его слово, значит я могу прийти к познанию истины и спастись.
Не могу сказать, что у моей веры были какое-то другие причины, кроме той, что Сам Бог открылся мне. Но во время этого постепенного перехода я общалась с этими протестантами, читала книги современных атеистов, перешедших в Христианство, самую первую главу Библии и толкование святого Августина на неё.
Для меня было очевидно и тогда, что любой текст сам по себе не содержит никакого смысла. Есть только понимание автора, читателей смысла произведения. Вопрос, каким образом понимает написанное в Библии Сам Бог, авторы, которые изначально её писали, был очень важен для меня. Удручало то, что сами христиане противоречиво по отношению друг к другу понимали Святое Писание, от понимания которого, как они считают, зависит наше спасение. Если несравненно более духовные и опытные христиане ошибались, то как не ошибиться мне?
Мне очень хотелось узнать, а как считали христиане, которые ещё сохраняли единство и были ближе к временам Самого Христа.
Как изменилась Ваша жизнь после перехода?
Сначала у меня была растерянность, был страх перед тем, что мне придётся изменить свою жизнь, и не так, как этого желаю я, страх перед тем, что мне нужно будет говорить о Боге с людьми. Но я перестала ненавидеть людей. Перестала обзываться. Было ощущение, что жизнь снова пришла ко мне, как когда-то была со мной в забытом детстве.
Было ли что-то, что изначально не устраивало Вас в общине, в которой Вы находились?
Мне сначала казалось, что я попала в идеальную общину. Здесь были доброжелательные люди с консервативными ценностями, со многими из которых можно было поговорить о чём-нибудь интересном. Здесь не было ритуалов, не было восточной роскоши с использованием золотых материалов, не было очень эксцентричных людей. Только мне казалось, что у них слишком длинные и медленные проповеди.
2021 г.
Как Вы и Ваши знакомые (протестанты) относились к Православию?
Поначалу я считала Православие народной религией, религией обрядности, в которой люди не проявляют интереса к Самому Богу, Святому Писанию, ведению настоящей духовной жизни. Казалось, в этом и есть разница между баптизмом и Православием: протестанты надеются на Бога и Его благодать, православные - на свои обряды и получение благодати от их выполнения.
Потом в интернете я наткнулась на записи от искренне верующих православных священников, в частности от Даниила Сысоева. Была сразу заметна искренность и живость его веры. В нашем современном толерантном мире он не боялся говорить, что какая-то религия, например ислам, является ложной, что мусульмане не спасуться, если не примут Христа. Этот священник всегда знал, что его могут убить за такие слова, и он принял на себя мученическую смерть. Будучи достаточно хорошо образован, он украшал свою речь простотой, так чтобы каждого коснулись его слова. Он сильно изменил моё отношение к Православию.
Мои знакомые протестанты в основном считали, что православные могут спастись. Но их также не устраивала обрядность, отсутствие молитв своими словами, различные суеверия среди православных, поклонение святым, мощам, молитвы умершим и т.д.
Что заставило Вас посмотреть в сторону Православной Церкви?
Меня натолкнул на изучение Православия поиск истины. Мне казалось очень большой гордыней считать, что только православные спасутся. В тоже время и тогда мне было очевидно, что это очень важный вопрос: каким образом члены Церкви, тела Христова связаны друг с другом? Протестантизм давал во многом другой ответ на этот вопрос.
Очень важным вопросом для меня было и то, как Бог даёт благодать верующим. Каким образом верующий получает духовное возрождение и прощение грехов? И сама Библия направила меня на поиски ответов.
Учение у баптистов предполагает следующую, без сарказма, очень духовную и благородную схему: человек в осознанном возрасте начинает чувствовать призыв Божий, осознавать греховность своей жизни. Это приводит его к покаянию, при котором он от Бога получает благодать Духа Святого, Возрождение, становится сыном Божьим. После этого человеку нужно креститься, дабы исполнить заповедь о крещении, перед всеми засвидетельствовать о своей вере, символически показав то, что уже сотворил Господь для него.
Это очень красиво и хорошо звучит, и я не сомневалась в этом. Я считала, что я также должна пройти эти ступени. Однажды одна протестантка как-то спросила меня очень прямо: “Ты возрожденная?” И я не знала точный ответ на этот вопрос. Пастор говорил мне, что если я принесла искренное покаяние, то значит и получила рождение свыше. Очевидно, это не второстепенный вопрос моей жизни, он неотделим от вопроса спасения.
Конечно, эти вопросы должны решаться в молитвенной практике. Но у меня было опасение свои собственные мысли выдать за ниспосланные от Бога. Мне хотелось найти все ответы в Библии, ведь я считала, что это единственное откровение, о котором нам точно известно, что оно истинно и непогрешимо было дано от Бога. Мне был лишь отдалённо тогда известен православный взгляд на этот вопрос, заключающийся в том, что рождение свыше даётся посредством таинств (священнодействий, в которых христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога) крещения и миропомазания.
И вот в книге Деяний святых апостолов я читаю: "Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго." (Деяние 8)
То есть все до единого члены в общине самарян в апостольские времена сначала получили крещение, не получив благодати Духа Святого и Возрождения! И для того, чтобы им получить Его, им нужно было принять возложение рук на себя именно от самих апостолов!
Почему для получения Духа Святого, а значит и спасения нужно было возложение рук именно апостолов!? Меня без преувеличения взволновало Слово Божие, ведь те выводы, которые могут следовать от одного этого отрывка Писания, противоречат всему учению баптизма.
Пастор общины объяснил это место так, что в те времена Дух Божий передавался именно таким образом, причём сказал, что так это место объясняется в их общине, ведь далее в Деяниях описывается случай с Корнилием, на котором плоды Духа Святого проявились ещё до крещения. И тогда меня устроил такой ответ. Но после он раскрыл для меня ещё большие проблемы:
• Можем ли мы точно утверждать, что из Библии ясно следует, что духовное возрождение одного Корнилия более походит на то, как оно происходит и должно происходить в современности, чем то, как оно произошло у целой общины самарян?
• Может быть об этом ясно написано в других местах Библии?
И проблема в том, что на всё это честно я могу ответить только отрицательно. В Библии нигде не написано, что рождение свыше должно предшествовать крещению. И самая большая проблема заключается в том, что баптисты считают, что христианское учение должно основываться только на Библии.
Разумеется, для меня тогда это не означало, что я вообще куда-то буду переходить, и я больше склонялась к тому, что все настоящие верующие люди в христианских конфессиях в чём-то заблуждаются, но едины в главном, они собой и представляют Церковь.
Всё это натолкнуло меня на то, чтобы узнать больше о других конфессиях, об их учении по этим вопросам. И ещё более интересно мне было узнать учение самых ранних христиан, учеников апостолов, писания которых, что было удивительно приятно, сохранились.
Сколько лет Вы провели в протестантизме?
Я ходила на протестантские собрания более полугода. И где-то месяцев 5 после осознанного прихода к вере.
Как именно Вы пришли к осознанию того, что истина в Православии?
В начале этого пути я вообще не рассматривала Православие всерьёз по уже описанным причинам. Я была более худшего мнения о людях, которые исповедуют его, чем многие из них есть на самом деле. Только они были скрыты за теми людьми, которых сама Православная Церковь считает отпавшими от неё. Да, большинство людей, которые называют себя православными не являются таковыми на самом деле даже формально, так как они добровольно отстранили себя от церковного общения.
У меня была масса претензий к православному учению и церковным практикам. Например, для меня казалось очевидным, что крещение должно происходить в сознательном возрасте.
И мой путь к Православию лежал через то, что я изначально отказывалась ассоциировать с Православием, через чтение раннехристианской литературы. То, что из неё можно было узнать меня просто шокировало. Например, уже во втором веке Ириней, епископ из города Лиона писал: "Христос пришёл спасти через Себя всех, — всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога — младенцев, отроков, юношей и старцев" (Против ересей). Ириней Лионский писал свой трактат не ради обсуждения этого вопроса, но для опровержения антихристианских ересей. Т. е. о крещении младенцев он (и почти все ранние христиане) не пишет как о чём-то спорном, но как об очевидной, известной истине среди ортодоксальных христиан. И здесь Ириней всего в одном предложении противоречит основам баптистского учения, которое отличает его от традиционного Христианства. Он пишет о Возрождении младенцев, имея в виду их крещение: “Прежде всего она [вера] учит нас помнить, что мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца, во имя Иисуса Христа, воплотившегося, умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни и возрождения в Боге, чтобы мы были детьми не умерших людей, но вечного и неизменного Бога…” (Доказательство Апостольской проповеди). Т.е. крещение младенцев было уже нормой во втором веке.
И к моему удивлению, это оказалось применимо к очень многим вопросам, которые отделяют Православие от баптизма. Оказалось, что ранние христиане (все без исключений, работы которых у нас сохранились) понимали Церковь как единый организм, а не множество раздробленных организаций, в которых отдельные люди искренне исповедуют Христа. Общение с Церковью, по их взглядам, утрачивалось после разрыва общения с епископом. И это означало для них утрату спасения. Так в точности пишет ученик Иоанна Богослова, Игнатий, епископ из Антиохии: “Удаляйтесь от злых плевел, которых не возращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделения, напротив скорое очищение. Ибо, которые суть Божьи и Иисус – Христовы, те с епископом. И те, которые покаявшись придут в единение Церкви, также будут Божьи, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову” (Послание к филадельфийцам).
Это вызвало внутренний кризис во мне и даже заставило на очень короткое время сомневаться в благости Бога ко всем людям.
Что было переломным моментом в отходе от протестантизма?
Разумеется, у меня были мысли по типу: “Может быть эти христиане в такие ранние времена сразу впали в заблуждение, или были те, кто думал как баптисты, просто их творения нам неизвестны”. Но тогда встаёт ещё более важный, самый ключевой вопрос: действительно ли мы находимся в общении с Богом, действительно ли применимы к нам слова Христа из Евангелия: “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” (От Иоанна 16:13).
Ведь кто-то в любом случае заблуждается, почему же Бог не откроет ту истину заблудшим, которую Он обещал открыть Своим ученикам? Либо Бог на целые века оставил Свою Церковь (не считая отдельных личностей, о которых ни нам, ни их современникам ничего неизвестно), либо создание собственных сообществ с собственным учением идёт против воли Бога.
И я увидела, что последнее очень верно. Реформация несёт в себе очень большой парадокс. Если, учение Иисуса Христа основывается только на Библии, то почему существует так много деноминаций со своим собственным учением? Нормально ли, что тайна нашего спасения, работы Бога в нас, тайна Церкви как единого тела Христова, является предметом споров и собственного додумывания? Нормально ли, что из-за внутренних разногласий христиане порывают общение друг с другом, разрывая тело Христа? Но можно честно признать, что именно это породила реформация. Вероучение стало предметом собственного додумывания (в лучшем случае - собственного, а не дьявольского), и от того появилось такое огромное количество учений и независимых обществ среди христиан. В протестантизме это стало восприниматься как норма. Это не означает, что в Православной Церкви люди более святые, и поэтому в ней нет такого большого количества разделений, но что протестантизм дал широкую почву для проявления такой порочности в людях.
Мог ли Бог скрыть от наших глаз Своё истинное учение и не оставить его ни в одной общине? Могло ли оно возродится позже, через множество веков в одной из них? Нет, апостольское учение во всей своей полноте не может быть скрытым, не может исчезнуть, но всегда передаётся в Церкви от учителя к ученику, поскольку Бог не оставляет свою Церковь и просвещает впадающих в заблуждение.
Как Ваши близкие (протестанты) отреагировали на переход в Православную Церковь?
Мои знакомые были удивлены этому. Но я сохранила почти со всеми мир и приветливое отношение. Никто не сказал мне ничего плохого.
2024 г.
Как бы Вы оценили разницу между тем, что было у Вас в протестантизме, и тем, что Вы обрели в Православии?
Я много думала над различием богослужения в современном протестантизме и в традиционном христианстве. В церкви вся служба идёт по уже написанному тексту, но это не обычный текст. В основном это молитвенные возгласы. Всю православную службу можно назвать единой молитвой Богу. Обрядная сторона богослужения может не нравиться и у многих даже вызывать смущение. Но если начать принимать её, воспринимать и понимать её духовно, то она начинает играть новыми красками, за которыми раскрывается Сам Христос, дающий полноту жизни и общения с Собой.
У меня было представление перед переходом в Православие, что мне будет сильно не хватать общинной жизни, что она сведётся к посещению богослужений. Мой личный опыт пребывания в Православной Церкви оказался противоположен моим ожиданиям. В протестантизме у меня было меньше духовного общения с верующими, меньше друзей. Возможно это связано с гораздо меньшим количеством членов нашей общины в церкви. Именно в Православной Церкви мне предложили заняться миссионерской деятельностью. И теперь я могу работать в направлении этой деятельности.
Не было ли у Вас каких-то психологических трудностей или предубеждений в отношении Православия?
У меня их было очень много, и не все из них до сих пор покинули меня. Службы всегда казались мне очень пышными, золото - некрасивой роскошью, басистый голос священника - чем-то совсем неуместным и неприятным. Почитание икон в среде православных для меня было настоящим идолопоклонством. Казалось, люди приходят не за Богом, а за решением своих потребностей.
Как удалось их преодолеть, чтобы, например, пойти приложиться к иконам?
Со временем мне начали нравиться традиционные богослужения. Пожалуй, из-за непонятного языка, формы они могут выглядеть так, будто совершается ритуал, и простые прихожане как бы опосредованно участвуют в его совершении, также делая не очень понятные действия. Но за всей этой формой можно увидеть христианскую веру, которая оказалась обряжена ею. Богослужение наполнено символами, предназначение которых не в том, чтобы прививать магическое мышление вошедшим в храм, но напротив, чтобы сделать молитвенное соприкосновение с Богом более глубоким, задействовать все органы чувств при общении с Творцом. В дальнейшем ко мне пришло понимание красоты православной иконы. Хотя некоторые православные иконы по-прежнему отталкивающе выглядят для меня.
Вообще же я думаю, что небрезгливость и брезгливость к тому, чтобы приложиться к иконе, появляется больше из-за культуры общества, в котором пребывает человек. И Православная Церковь в этом смысле культурно ближе к тем людям, которые жили во времена апостолов. Так Лука явно положительно пишет: “На улицы выносили больных и клали на носилках и кроватях, чтобы, когда Петр проходил, хотя бы тень его осенила кого-нибудь из них” (Деяния 5:15).
Становится очевидным, что христиане всегда знали, что можно получить освящение, исцеление даже от одного прикосновения к “материальным носителям благодати”. Зачем же и мне отказываться от этого? Таким образом этот культурный барьер был пройден для меня от осознания того, что скрывается за формой церковной жизни.
Что бы Вы посоветовали тем людям, которые находятся в протестантизме?
Я не могу сказать, что могу дать всем протестантам какой-то общий совет, разве кроме того, чтобы следовать воле Божьей и быть открытым к тому, что она может быть неприятна для исполнения.
Дорогие, братья и сёстры — томичи!
Если Вы раньше придерживались иного мировоззрения (атеизма, язычества, протестантизма и т.п.), но приняли Православие, и желаете поделиться своей историей, то можете связаться с нами написав на адрес: tim.zubarev@yandex.ru
Новости по теме
Другие новости раздела
Уличная миссия: "Удивительные цыгане" и другие встречи
Удивительные цыгане На миссии произошла встреча с двумя братьями-цыганами. Если точнее: они наполовину цыгане. Парни имеют живой интерес к христианской вере, один из них хочет стать апологетом (защитник христианского учения от лжеучений) и даже
Уличная миссия: "Обмен стихотворениями" и другие встречи
Обмен стихотворениями Недалеко от набережной произошёл недолгий, но оживлённый разговор с мужчиной, который сидел на скамейке вместе со своим знакомым. Его знакомый холодно отнёсся к теме о духовном, а сам мужчина взял буклет и отреагировал живо,
Популярные новости
Расчеловечивание человека представляет не меньшую угрозу, чем очеловечивание искусственного интеллекта, — Владимир Легойда
На фоне опасений, связанных с вхождением в человеческий мир искусственного интеллекта, не стоить забывать об опасности расчеловечивания человека, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Миссионерский отдел Томской епархии продолжает занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев.
С 2023 года миссионерский отдел Томской епархии проводит бесплатные онлайн-занятия по изучению русского языка для англоговорящих иностранцев. На встречах проходит как изучение базовых элементов владения русским языком для начинающих, ...